| |||
Суббота, 20.04.2024, 22:30 Приветствую Вас Гость Главная | Регистрация | ВходДальневосточный центр телемедицины ГБОУ ВПО ДВГМУ МЗ РФ | |||
Стандартные виды телемедицинских комплексов Компьютерная и телекоммуникационная техника, телемедицинские и прочие лечебно-диагностические приборы могут быть объеденены в разноообразные виды телемедицинских комплексов, предназначенных для решения различных клинических, организационных и профилактических задач. Телемедицинская рабочая станция – комплекс аппаратуры и программного обеспечения, представляющий собой многопрофильное и многозадачное рабочее место специалиста с возможностями ввода, обработки, преобразования, вывода, классификации и архивирования общепринятых видов клинической медицинской информации и проведения телемедицинских процедур. Телемедицинский кабинет – телемедицинская рабочая станция с расширенным комплектом цифровых диагностических устройств и набором технических средств для проведения широкоформатных видеоконференций. Электронная амбулатория – телемедицинский кабинет, обязательно оснащенный видеостудией и максимально широким перечнем телемедицинского лечебно-диагностического оборудования. Обслуживается медицинскими сестрами, фельдшерами, парадмедиками; предназначен для оказания медицинской помощи в сельской местности, в малочисленных, изолированных, труднодоступных населенных пунктах, закрытых коллективах. Телемедицинский пункт – упрощенный комплект оборудования для телескрининга (сбор, оцифровка и отправка первичной диагностической информации в курирующее лечебно-профилактическое учреждение для выявления групп риска и последующего активного лечения). Мобильный телемедицинский комплекс – передвижная телемедицинская рабочая станция для проведения телемедицинских процедур вне медицинских учреждений. Телехоспис – телемедицинское оборудование для клинической, информационной и психологической поддержки пациентов и сотрудников центров паллиативной помощи. Включает в себя комплексы домашней телемедицины для аналогичной поддержки амбулаторных пациентов. Центр домашней (индивидуальной) телемедицины – совокупность средств для дистанционного медицинского обслуживания амбулаторных пациентов (телемониторинг, управление, информационная поддержка, телеконсультации и т.д.). Состоит из call-центра (центра мониторинга) и произвольного количества домашних мониторов. Телемедицинская рабочая станция, кабинет, электронная амбулатория. Телемедицинская рабочая станция состоит из двух основных частей: 1). Общей (компьютерно-телекоммуникационной). 2). Специализированной. К общей (компьютерно-телекоммуникационной) части относятся: 1. Персональный компьютер/ноутбук/КПК (обязательным является наличие аудио вход-выхода, интерфейсов USB, Bluetooth, IrD, динамиков, микрофона, сетевой платы или средств для беспроводного подключения); 2. Цифровая фотокамера (обязательным является наличие цифрового и оптического увеличения (zoom), возможность записи видеоклипов); 3. Веб-камера (минимальное разрешение 640х480 пикселей); 4. Планшетный сканер; 5. Принтер; 6. Модем/терминал связи для подключения к: - каналу Интернет (выделенному, коммутируемому, беспроводному, ADSL, xDSL, 3G и т.д.); - корпоративной, локальной, территориальной компьютерной сети; - каналу обмена IP-трафиком; - ISDN. 7. Программное обеспечение (лицензионное или свободно распространяемое/с открытым кодом): - операционная система персонального компьютера (с драйверами периферических устройств); - текстовый редактор; - графический редактор (для работы с растровыми изображениями); - программа для просмотра DICOM-файлов; - видео-кодек; - Интернет-броузер; - Интернет-мессенджер; - программа VOIP; - программа для работы с электронной почтой; - антивирусная и анти-спам защита. К спецализированной части относятся: 1. Телемедицинская лечебно-диагностическая аппаратура. 2. Видеостудия. 3. Программное обеспечение (лицензионное или свободно распространяемое/с открытым кодом): - специализированное программное обеспечение для телемедицинских процедур; - автоматизированные рабочие места; - PACS-системы; - госпитальные, радиологические, лабораторные информационные системы; - электронная история болезни; - системы на основе знаний. Подбор телемедицинской лечебно-диагностической аппаратуры осуществляется в соответствии к задачам, которые решает данное лечебно-профилактическое учреждение или подразделение. Например, хирургические отделения – камеры для общего осмотра, кожно-венерологические – дермаскопы, терапевтические – цифровые электрокардиографы и т.д. Телемедицинский кабинет оснащается максимально широким перечнем подобного оборудования и видеостудией. Видеостудия представляет собой программно-аппаратный комплекс для проведения широкофоматных видеоконференция (с использованием Н.32х семейства протоколов). Электронная амбулатория с технической точки зрения является разновидностью телемедицинского кабинета, дополнительно оснащенной роботизированными дистанционно управляемыми лечебно-диагностическими устройствами. В ряде случаев оборудование электронной амбулатории может быть сформировано из устройств для домашней (индивидуальной) телемедицины. Такой подход применяется в тех случаях, когда в данном коллективе/месте проживания полностью отсутствуют медицинские работники. Телемедицинский пункт. Комплектация телемедицинского пункта (ТМП) включает в себя две модификации. Модификация 1: - коммуникатор/карманный персональный компьютерй с GSM-модулем/мобильный телефон (смартфон, камерафон и проч.) со встроенной цифровой камерой (не менее 1,3 мегапикселей), поддержкой мобильного Интернета (WAP,GPRS,EDGE, CDMA,3G), возможностью обмена мультимедийными сообщениями (MMS) и электронной почтой. Модификация 2: - ноутбук (USB); - цифровая фотокамера (не менее 5 мегапикселей, цифровой и оптический zoom); - модем/терминал связи. Применение данного ТМП: - оцифровка визуальной медицинской информации во время скрининговых, диспансерных и профилактических осмотров; - отправка цифровой визуализации в курирующее лечебно-профилактическое учреждение; - выявление группы риска. В качестве коммуникаций для данного стандартного комплекса могут использоваться: - линия сотовой телефонной связи; - сервисы сотовой телефонной связи (MMS); - широкополосный канал Интернет (прежде всего – мобильный; коммутируемый, выделенный и т.д.). Мобильный телемедицинский комплекс. Возможен в трех основных модификациях. Модификация 1: - автомобиль/транспортное средство; - портативный компьютер или несколько компьютеров, объединенных в сеть; - стандартная периферийная техника; - комплект цифровой диагностической аппаратуры; - система видеоконференц-связи по протоколу H.32х (необходим широкополосный доступ в Интернет и/или ISDN); - терминал связи. Модификация 2: - ноутбук/карманный персональный компьютер; - специализированное цифровое диагностическое устройство (ультразвуковой сканер, цифровая фотокамера, электрокардиограф); - терминал связи. Модификация 3: - коммуникатор/смартфон/карманный персональный компьютер (с GSM-модулем или мобильным телефоном). Применение всех модификаций: - оцифровка медицинской информации, ведение электронных медицинских записей, формирование телемедицинской истории болезни; - проведение синхронного телемедицинского консультирования, в том числе ургентного; - управление медицинской помощью в очагах; - сбор и отправка данных в центры мониторинга; - амбулаторное обследование пациентов, диспансеризация, профилактические осмотры. Модификация 1 преимущественно используется в медицине катастроф, военной, транспортной, аэрокосмической медицине; для медицинского обслуживания (профилактического) отдаленных и труднодоступных районов. Модификация 2 преимущественно используется в домашней телемедицине, амбулаторно-поликлиническом обслуживании. Модификация 3 преимущественно используется в медицине неотложных состояний (для ургентного синхронного телеконсультирования, чаще всего по визуализации), а также в домашней телемедицине и поликлиническом обслуживании. В качестве коммуникаций для данной ТМРС могут использоваться: - спутниковый канал связи; - канал Интернет (мобильный). Центр домашней (индивидуальной) телемедицины, телехоспис. Для реализации домашней телемедицины используются комплексы «домашний монитор-центр мониторинга (call-центр)» и «средства патронажа-центр мониторинга (call-центр)». Первый комплекс включает в себя: 1). Домашний монитор: - цифровые диагностические устройства для использования пациентами в амбулаторных условиях (тонометр, глюкометр, электрокардиограф, весы и т.д.); - монитор (прибор для сбора и интеграции полученных данных, отправки их в call-центр, коммуникации с медицинским персоналом). Примечание – практика использования персональных компьютеров в качестве домашних мониторов является устаревшей. Допускается использование карманных персональных компьютеров, коммуникаторов и смартфонов. 2). Центр мониторинга (call-центр): - персональный компьютер; - специализированное программное обеспечение (база данных пациентов, результатов обследований, назначений; средства коммуникации); - модем. В качестве коммуникаций могут использоваться: - стационарная и мобильная телефонная связь; - произвольный канал Интернет. Второй комплекс включает в себя: 1). Средства патронажа (используются патронажными медсестрами для отправки медицинской информации из дома пациента в call-центр): - ноутбук/карманный персональный компьютер (GSM-модуль); - цифровые фото/видеокамеры; - цифровые диагностические устройства; 2). Центр мониторинга (call-центр): - персональный компьютер; - специализированное программное обеспечение (база данных пациентов, результатов обследований, назначений; средства коммуникации); - модем. В качестве коммуникаций могут использоваться: - стационарная и мобильная телефонная связь; - произвольный канал Интернет. Видеостудия. Видеостудия на основе VOIP-протокола. Комплекс включает в себя: точку лектора и точку слушателя. Оборудование точки лектора: - персональный компьютер (поддержка bluetooth, звуковая плата, аудиомикрофон, динамики); - модем, - мобильный телефон (поддержка bluetooth). Оборудование точки слушателя: - персональный компьютер (поддержка bluetooth, звуковая плата, аудиомикрофон, динамики); - широкоформатные средства воспроизведения аудио- и видеоинформации. - мобильный телефон (поддержка bluetooth). Применение комплекса: - дистанционное проведение лекций, презентаций, докладов на научно-практических конференциях; - основной сценарий работы состоит из: предварительного согласования организационных вопросов; создания лектором мультимедийной презентации и отправки ее слушателю по электронной почте; установление связи между точками лектора и слушателя с помощью IP-телефонии (Skype); дистанционное чтение лекции/доклада и демонстрация презентации аудитории. Для функционирования комплекса для дистанционного чтения лекций и докладов необходимо следующее программное обеспечение (лицензионное или свободно распространяемое/с открытым кодом): - операционная система персонального компьютера (с драйверами периферических устройств); - программа для IP-телефонии; - программа для работы с электронной почтой; - программа для создания и просмотра мультимедийных презентаций; - антивирусная и анти-спам защита. В качестве коммуникаций комплекс может использовать: - каналы Интернет (выделенный, коммутируемый, мобильный, ADSL, xDSL и т.д.). Видеостудия на основе H.32x-протокола. Данный комплекс включает в себя: - систему видеоконференц-связи; - мультиплексор; - видеосвитчер; - документ-камеру; - дополнительную видеокамеру; - видеомикшер; - устройство VGA-PAL; - персональный компьютер; - принтер; - сканер; - микроскоп; - цифровую фото-, видеокамеру; - видеомагнитофон (2 шт.); - аудиомикшер; - микрофон; - радиомикрофон; - мультимедийный проектор; - проекционный экран; - панель/телевизор (диагональ от 29”) – 2 шт.; - специальное помещение, зал (см .далее). Опционально: видеосервер. Зал: - для дистанционного обучения и телеконсультаций – на 20-25 человек, отображение на панели (диагональ от 29”), - для дистанционной научно-методическая деятельности – на 50-100 человек, отображение с помощью мультимедийного проектора на широкоформатном проекционном экране, - должны быть обеспечены хорошая акустика, звукоизоляция, освещение и окраска стен. Использование: - дистанционное обучение (тематические телелекции, циклы последипломного обучения, трансляции операций и диагностических процедур, теленаставничество, тематические школы); - телеконсультирование (клинические разборы, телеконсилиумы); - дистанционная научно-методическая деятельность (научно-практические телеконфереции, селекторные совещания, дни специалиста). Для функционирования данного комплекса необходимо следующее программное обеспечение (лицензионное или свободно распространяемое/с открытым кодом): - видео-кодек (программное обеспечение для связи по протоколу H.323); - операционная система персонального компьютера (с драйверами периферических устройств); - текстовый редактор; - графический редактор (для работы с растровыми изображениями); - программа для просмотра DICOM-файлов; - Интернет-броузер; - Интернет-мессенджер; - программа IP-телефонии; - программа для создания и просмотра мультимедийных презентаций; - мультмедийный плеер; - программа для работы с электронной почтой; - антивирусная и анти-спам защита. Коммуникации данного комплекса представлены обязательным набором: - отдельная телефонная связь (стационарная и мобильная); - широкополосный Интернет (выделенный канал, ADSL, xDSL, 3G и т.д.)/IP/электронная почта, или - ISDN [1]. Эксплуатация компьютерного и телекоммуникационного оборудования Оснащение современного телемедицинского центра включает в себя комплекс программно-аппаратных средств, требующих грамотной эксплуатации. Такие системы, как терминалы видеоконференцсвязи,компьютерное и телекоммуникационное оборудование, являются сложными и дорогостоящими комплексами, выход из строя которых может повлечь не только расходы на ремонт, но и угрозу здоровью пациентов, которым требуется срочная телемедицинская консультация. Для того, чтобы телемедицинский центр функционировал эффективно длительное время, инженерно-технический персонал и пользователи должны соблюдать ряд правил, которые позволят продлить срок службы оборудования центра. Оборудование должно быть подключено к сети электропитания через сетевые фильтры, а особенно дорогостоящее оборудование - через источники бесперебойного питания (ИБП) . Это относится к системам видеоконференцсвязи, серверному оборудованию и мультимедийным проекторам. Подключение серверов к ИБП позволит обеспечить сохранность информации и корректное завершение программного обеспечения, в случае аварийного отключения питания ИБП позволит продлить срок службы лампы мультимедийного проектора. При работе со сканерами и цифровыми фото- и видеокамерами необходимо следить за тем, чтобы оптические элементы объективов и рабочая поверхность сканера оставались чистыми. Нельзя прикасаться к ним руками или какими-либо объектами, способными их-загрязнить. Следует следить за тем, чтобы вентиляционные отверстия на оборудовании телемедицинского центра были открыты, что должно обеспечить эффективное охлаждение оборудования. Особенно это относится к охлаждению компьютерных и reлевизионных мониторов, проекторов, системных блоков компьютеров- и другого оборудования, требующего охлаждения. ПЗС матрицы фото- и видеoкамер чувствительны к свету, поэтому необходимо следить, чтобы на них не попадали прямые солнечные лучи и лучи-от других ярких источников света. Для коммутации оборудования используется большое количество кабелей с разъемами различного типа. Необходимо следить за целостностью кабелей и разъемов. Не допускается эксплуатация оборудования в случае повреждения кабелей и разъемов. Необходимо следить за тем, чтобы программно-аппаратные средства телемедицинского центра использовались только по их прямому назначению. Не допускается установка нештатного программного обеспечения, в том числе игр, на персональные компьютеры. Нарушение целостности пломб и маркировок, изменение и удаление се5рийных номеров отдельных элементов оборудования, несанкционированное изменение и удаление учетных_номерoв отдельных элементов комплекса программно-аппаратных средств может привести к прекращению действия гарантийных обязательств по ремонту данных средств. Изменение внутреннего устройства комплекса видеоконференцсвязи или его отдельных элементов, попытки самостоятельного ремонта, демонтажа и/или монтажа отдельных компонентов неподготовленным персоналом могут привести к выходу и строя дорогостоящего оборудования. Нельзя подключать и у отключать компоненты оборудования на работающей аппаратуре, так как при этом возможен выход из строя отдельных компонентов или всего комплекса в целом. Особенно важно следить за тем, чтобы не допускать эксплуатации оборудования с механическими повреждениями корпусов или кабелей. Не допускается попадание внутрь элементов комплекса посторонних предметов, веществ, жидкостей, насекомых. Несоблюдение этих требований может привести к выходу из строя оборудования и даже к пожару [2]. Литература: 1. Владзимирский А.В. Телемедицина. Монография. Донецк, ООО Цифровая типография, 2011. - 437 с. 2. Леванов В.М., Переведенцев О.В., Орлов О.И. Основы аппаратно-программного обеспечения телемедицинских услуг: учебное пособие. - М.: Фирма Слово, 2006. - 208 с. |
ПоискДрузья сайтаСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | ||
|