Среда, 19.12.2018, 14:04
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Дальневосточный центр телемедицины ГБОУ ВПО ДВГМУ МЗ РФ
Типичные ошибки при подготовке и проведении телеконсультаций


Наиболее распространенной и востребованной телемедицинской услугой являtтся телеконсультации. Независимо от того, проводится ли телеконсультация в отсроченном или синхронном вариантах, определяющим элементом для ее эффективного проведения является качественная подготовка материалов о пациенте. При этом каждый этап подготовки и проведения консультации может потенциально стать источником ошибок.

Если в состав материалов входят мультимедийные файлы, необходимо проконтролировать, чтобы представленные материалы были высокого

качества и все фрагменты исследований имели привязку к общей топологии. При подготовке таких материалов инженер совместно с врачами должен следить, чтобы не возникло проблем, связанных с потерей информации при вводе её в компьютер и ее передаче во время телеконсультации. Неправильный выбор формата хранения файлов, приводящий к потере информативности изображений, необоснованному увеличению размеров файлов, может сделать невозможной пересылку подготовленных данных. Все это может привести к срыву запланированной телеконсультации.

Практика телеконсультаций показывает, что чаще всего телеконсультацию сопровождают следующие результаты исследований (в порядке убывания): электрокардиографических, рентгенографических, в том числе флюорографических, томографических и т.п., ультразвуковых, лабораторных. Также телеконсультации могут сопровождаться фотографиями внешнего вида больного.

Так, при подготовке результатов электрокардиографических исследований важнейшими ошибками является, отсутствие отдельных отведений, а также отсутствие кали6ровочных признаков, таких как сетка и размер импульса амплитудой 1 мB. В качестве типичных устройств для оцифровки бумажных электрокардиограмм применяются планшетные сканеры и цифровые фотокамеры. При использовании этих устройств необходимо следить, чтобы электронные копии электрокардиограмм были четкими. Следует соблюдать баланс между качеством получаемых изображений и размером получаемых файлов. Так, файл с электрокардиограммой в формате TIFF в 14 раз больше аналогичного файла в формате JPEG, с другой стороны, размер цветного изображения в формате ТIFF почти в три раза больше аналогичного изображения в палитре. 256 оттенков ceрого, для эффективной работы с кривыми электрокардиограммы достаточно даже контрастно чёрно-белого изображения.

Более сложным процессом является подготовка рентгенологических изображений. Если нет возможности работать с изображениями в формате DICOM, приходится использовать различные устройства для оцифровки пленок, полученных на рентгеновском аппарате, флюорографе или томографе. Типичной ошибкой является неаккуратная работа со снимками. Это может привести к тому, что будет оцифрован снимок с обрезанными полями. Иногда это связано с тем, что снимок очень большой и нет возможности оцифровать его за один поход. В этом случае необходимо разбить снимок на фрагменты и дать привязку каждого фрагмента друг относительно друга.

Чаще всего для работы с рентгеновскими изображениями используются сканеры со слайд-модулями или цифровые фoтoкaмeры с негатоскопом. В первом случае оригинальный снимок может не поместиться целиком на рабочую поверхность сканера и придется работать с ним по частям. Во

втором случае могут получиться -смазанными или нечеткими детали а все полученное изображение темным и слабоконтрастным.

При работе со сканерами целесообразно выбирать формат хранения изображений TIFF, что гарантирует наличие всех деталей, при этом для уменьшения размеров файла обзорный снимок можно отсканировать с меньшим разрешением, а интересующие области сканировать с более высоким разрешением.

При работе с цифровыми фотокамерами следует устанавливать их н           а штативы, что гарантирует получение четких снимков, а использование зуммирования и _режима макросъемки позволит сделать несколько снимков с различной степенью детализации.

Обработка результатов ультразвуковых исследований сочетает в себе подходы к обработке электрокардиограмм а и рентгеновских снимков.

Исключение составляет работа с видеопоследовательностями. Если для телеконсультации недостаточно статичных изображений, а требуется видеозапись ультразвукового исследования, следует осуществлять запись непосредственно через видеовыход ультразвукового аппарата. Для этого

устройство видеооцифровки или плата видеозахвата подключается к аналоговому видеовыходу УЗИ -сканера и полученный видеофрагмент сохраняется на диске. Следует учитывать, что получаемые файлы могут быть очень большого размера, поэтому целесообразно сохранять только важнейшие моменты исследования либо разделять большой видеофайл на ряд фрагментов, что позволит избежать проблем с пересылкой этих файлов консультанту.

При комбинированных телеконсультациях важным, ключевым этапом ее проведения является видеоконсультация или видеоконсилиум. При должной организации синхронного этапа консультации, как правило, он проходит безукоризненно. Тем не менее могут возникать ошибки, связанные с неправильной настройкой оборудования, в частности оборудования видеоконференцсвязи. Это может быть неправильный выбор протокола связи, ширины канала связи.

Приведенные типичные ошибки и меры по их устранению позволят повысить качество телеконсультаций не только в условиях начинающего работу телемедицинского пункта или кабинета, но и снизить риск возникновения ошибок в работе практически любой телемедицинской структуры. А это, в конечном итоге, повышение качества оказываемых услуг [3].

Типовая клиническая телеконсультация
Телеконсультация № ХХХ
Тип консультации: асинхронная.
Срочность: плановая.
Технология: электронная почта (персональный запрос)
Длительность: 6 суток.
Профиль: гематология.
Показания:
общие - определение диагноза; отсутствие непосредственного специалиста в данной или смежной медицинской отрасли, или отсутствие достаточного клинического опыта для диагностики или лечения заболевания; необходимость диагностики и определения тактики лечения редких, тяжелых заболеваний;
для асинхронного телеконсультирования - телеконсультирование в тех медицинских отраслях, где преобладают статические виды информации (гематология).
Эпикриз
Пациент 5. Женщина, 2 года.
При обследовании было выявлено в крови - эозинофилия - 68%, лейкоцитоз -33,5х10*9 г/л, СОЭ - 45 мм/час. В анализе дуоденального содержимого - большое количество лейкоцитов. УЗИ органов брюшной полости: печень + 4,0 см из-под края реберной дуги, подпеченочные лимфоузлы до 16 мм, желчный пузырь увеличен в размере, осадок в значительном количестве. Поджелудочная железа:  наслоение лимфоузлов.
Проведены: лабораторные анализы, сонография
Диагноз: не определен.
АЛГОРИТМ
 
Абонент
- подготовка данных о пациенте: набор текста (эпикриз);
- поиск учреждения для телеконсультации (с помощью поисковых систем Интернет);
- формулировка вопросов («Определение диагноза?»);
- отправка данных по электронной почте.
Координатор
- изучение присланных материалов, качественно-количественная оценка;
- выбор консультанта (внешний) и технологии – электронная почта (персональный запрос);
- отправка данных внешнему консультанту.
Консультант
- изучение присланных материалов;
- аналитическая работа;
- запрос дополнительной информации по электронной почте (миелограмма, иммунологические показатели).
Координатор
- передача запроса абоненту по электронной почте.
Абонент
- получение запроса;
- проведение доступных клинических исследований согласно запроса (Миелограмма. Жидкий костный мозг - мегакариоцитов - 1.660.000 в 1 мкл, МКЦ - 160 в 1 мкл. В мазке - пунктат костного мозга обильноклеточный, полиморфный. Представлен всеми ростками кроветворения. Гранулопоэз раздражен, преобладают клетки эозинофильного ряда, несколько увеличено количество лимфоцитов. Эритропоэз сохранен. МКЦ в большом количестве с активной отшнуровкой тромбоцитов, бластов в костном мозге - 2,6.);
- подготовка новых данных о пациенте: набор текста (эпикриз);
- отправка данных по электронной почте.
Координатор
- изучение присланных материалов, качественно-количественная оценка;
- отправка данных внешнему консультанту.
Консультант
- изучение присланных материалов;
- аналитическая работа;
- создание заключения и передача его координатору (Исходя из представленной информации, считаем, что в данном случае клиническая картина характерна для В-клеточного острого лимфобластного лейкоза. Заболевание данное - достаточно редкое, характеризуется быстрой генерализацией процесса, встречается, преимущественно, в раннем детском возрасте, чаще- у мальчиков. Поражаются лимфатические узлы брюшной полости, селезенки, отмечается гиперлейкоцитоз с тотальным бластозом. Больные оказываются устойчивы к применяемым методам лечения и ремиссии, как правило, достичь не удается. Прогноз - неблагоприятный, средняя выживаемость - 2 мес.).
Координатор
- получение заключения по электронной почте;
- оформление заключения;
- отправка заключения абоненту по электронной почте.
Абонент
- получение заключения;
- решение клинической задачи [2].
 
 
Психогигиена телемедицинской деятельности
 

ИТ-психогигиена – область знаний на стыке медицины, психологии и информатики, задачей которой является профилактика нервно-психических и психосоматических заболеваний, оздоровление среды и условий жизни человека в информационном обществе. Данный термин является производным от понятия «психогигена». Психогигиена (греч.psyche - душа, hygieinos - целебный) - область медицинской психологии, задачей которой является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Также психогигиену именуют наукой, лежащей на стыке медицинской психологии и медицины, и нацеленной на оздоровление среды и условий жизни человека. Интенсивное развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий во все сферах деятельности человека создало совершенно новые условия жизни и окружающей среды. Именно поэтому современное общество именуется информационным. Вместе с огромным количеством положительного, к сожалению информационные технологии (ИТ) добавили человеку определенное количество проблем. Например, чрезмерное насыщение биосферы электро-магнитными полями, Интернет-аддикции, патологические игроки и т.д. Исходя из вышеизложенного становится ясно, что для рационального и безопасного использования компьютерных и телекоммуникационных технологий (планирование режимов труда, рациональное переобучение персонала, организация управления в условиях информатизации и т.д.) необходимо использовать научно-практический потенциал  психогигиены. Отдельной, весьма интересной сферой, является психогигиена в электронном здравоохранении и, в частности, в телемедицине; в связи с чем нами был введен термин «ИТ-психогигиена». Характерной особенностью телемедицинской ИТ-психогигиены является то, что она реализуется в двух направлениях:
- психопрофилактика, оздоровление среды и условий работы медицинских работников при профессиональном использовании систем электронного здравоохранения;
- психопрофилактика, оздоровление среды и условий работы населения и его отдельных групп в условиях информационного общества.
То есть в первом случае психогигиена направлена на оздоровление и недопущение различных расстройств у медицинских работников, практикующих телемедицину в своей повседневной клинической деятельности. Во втором – телемедицина является методом реализации психогигиеничной помощи широким слоям населения.
 
В процессе использования телемедицины взаимодействуют три личности: Руководитель, Врач и Пациент. Основные задачи ИТ-психогигиены:
1. В системе «Руководитель-Врач»:
− объективный психологический анализ предубеждений, отрицательных стереотипов и ошибочных концепций при использовании электронного здравоохранения;
− формирование типов поведения в условиях телемедицинского межколлегиального взаимодействия;
− выбор и рекомендации полезных навыков при длительной работе с ИТ;
− воспитание правильного интеллектуального и эмоционального отношения к телемедицинским и иным системам электронного здравоохранения;
− предупреждение перегрузок нервной и иных систем организма при использовании ИТ.
2. В системе «Врач-Пациент»:
− телемедицинский скриниг (теледиспансеризация) с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними;
− консультативные и кризисные телецентры, Интернет-ресурсы;
− информирование населения;
− медико-педагогическая психотерапия (врачебная педагогика);
− выбор и рекомендации полезных навыков при длительной работе с ИТ;
− психологическая коррекция дистанционных межличностных отношений как в быту («Интернет как средство общения») так и на работе (например, в условиях электронного документооборота);
− воспитание правильного интеллектуального и эмоционального отношения к ИТ;
− предупреждение перегрузок нервной и иных систем организма при использовании ИТ.
Задачи ИТ-психогигиены сводятся к двум базовым:
- безопасное и рациональное использование информационных технологий;
- обеспечение здоровья в условиях жизни в информационном обществе.
Практическое решение первой базовой задачи осуществляется прежде всего путем создания научно обоснованных нормативов, рекомендаций и стандартов, регламентирующих условия нормального функционирования человека на производстве и в быту в условиях информационного общества. Сюда также относятся гигиенические требования и регламенты организации труда для операторов, координаторов и прочего персонала телемедицинских систем. С точки зрения психологии очень актуальным аспектом является коррекция расстройств, связанных с негативным отношением к ИТ:
− страх перед ИТ как перед явлением;
− неуверенность и страх из-за необходимости часто и быстро «переучиваться» (в связи с частым появлением новых и модернизацией старых ИТ);
− неуверенность в собственных профессиональных способностях из-за необходимости впервые использовать ИТ;
− трудности психо-эмоциональной адаптации в информационном обществе.
Поэтому не только стандартизация в сфере организации труда пользователей ИТ, но и весь арсенал современной психопрофилактики и психореабилитации должен быть использован для решения указанных проблем. Отдельным аспектом является психо-эмоциональное отношение к ИТ (в частности – к телемедицине и электронному здравоохранению) в медицинских учреждениях. Определенный личностный консерватизм и недостаточное материально-техническое оснащение больниц очень часто приводят к негативному восприятию информационных технологий медицинским персоналом («не понимаю и не хочу»). Поэтому необходима разработка специальных психологических подходов для предупреждения и устранения отрицательных психо-эмоциональных реакций при внедрении и использовании ИТ в медицинских коллективах.
 
Информационное общество предоставляет новые уникальные и очень эффективные возможности для обеспечения здоровья населения. Прежде всего стоит отметить две телемедицинские технологии:
1. Телемедицинский скриниг (теледиспансеризация) с целью выявления групп риска и профилактической работы с ними, а также выявления лиц с ранними стадиями жизнеугрожающих заболеваний. Эффект – раннее выявление, профилактика и лечение опасных заболеваний, экономия средств.
2. Домашняя телемедицина служит для постоянной медицинской и психологической поддержки амбулаторных пациентов с хроническими заболеваниями, инвалидов и членов их семей. Эффект – улучшение качества жизни и психоэмоционального статуса пациентов, профилактика осложнений и повторных госпитализаций, ассистирование родственников, экономия средств.

Чрезвычайно перспективны возможности Интернет для реализации задач ИТ-психогигиены в разных сферах и областях применения. В первую очередь сюда относятся: информационно-консультативные Интернет-порталы, информационные сайты, электронные средства массовой информации, обучающие сайты, отдельно упомянем форумы для телеконсультаций с психологами, неврологами и психиатрами.

Таким образом, ИТ-психогигиена направлена на профилактику и оздоровление в условиях информационного общества. Ее базовыми задачами являются безопасное и рациональное использование информационных технологий и обеспечение здоровья в условиях жизни в информационном обществе. Посредством систем электронного здравоохранения становится возможным более эффективно и масштабно реализовывать психогигиенические и психопрофилактические мероприятия и проекты [1].
 
Литература:
1. Владзимирский А.В. Телемедицина. - Донецк, ООО Цифровая типография, 2011. - 437 с.
2. Владзимирский А.В. Клиническое телеконсультирование. Руководство для врачей – Донецк, ООО Норд, 2005. - 107 с.
3. Леванов В.М., Переведенцев О.В., Орлов О.И. Основы аппаратно-программного обеспечения телемедицинских услуг: учебное пособие. - М.: Фирма Слово, 2006. - 208 с.



 

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz