Четверг, 23.11.2017, 11:29
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Дальневосточный центр телемедицины ГБОУ ВПО ДВГМУ МЗ РФ
Телеобразовательные услуги 
Наряду с клиническими телеконсультациями важной сферой телемедицинских услуг являются дистанционные образовательные мероприятия. В результате использования инфокоммуникационных технологий у врача появилась реальная возможность непрерывного профессионального образования, включающего как теоретическую, так и практическую подготовку. 

Рассылка учебных материалов по электронной почте 
Простейшим с точки зрения реализации является рассылка учебных материалов с использованием электронной почты. Особенно востребован данный вид услуг при необходимости быстрого распространения информации о новых организационных подходах к развитию здравоохранения, при внедрении новых методик, схем лечения, появлении новых лекарственных препаратов. Могут быть востребованы рассылки библиотечных указателей по клиническим направлениям. Так, в Нижегородской области данный вид услуг отрабатывается совместно с областной научной медицинской библиотекой. Примерами услуг являются: 
·рассылка тематических библиографических указателей по заявкам центральных районных больниц, 
·рассылка по районной медицинской сети материалов "Заочной школы телемедика" - статей учебного характера, направленных на быстрое и массовое освоение телемедицинских технологий, 
·рассылка материалов научно-практических конференций. 
Положительными чертами данного вида услуг является их низкая стоимость, оперативность, возможность одномоментной рассылки материалов по большому перечню адресов. Ограничением является чрезмерно большой объём материалов, блокирующий электронные почтовые ящики, "навязанный характер услуги, что особенно проявляется при массовых рассылках. Одним из вариантов организации таких рассылок является служба Subscribe.ru. Рассылка осуществляется через механизм подписки, что гарантирует подписчикам получение только той информации, на которую они подписались. 

Медицинские учебные Интернет-ресурсы 
В настоящее время, по оценкам специалистов, в Интернете размещены свыше 10 миллионов русскоязычных документов (Web-страниц) общим объемом около 10 гигабайт, имеется примерно 270 тысяч сайтов. Около 2,5 % русскоязычных сетевых ресурсов посвящено медицинской и фармацевтической тематикам. Размещение информации на сайгах Интернета является наиболее доступной технологией массового распространения информации. По различным оценкам, от 8 до 11 % российских врачей регулярно используют Интернет в своей профессиональной деятельности. За последние пять лет процесс освоения электронных технологий для учреждений здравоохранения принял лавинообразный характер. Наиболее часто используемой телеобразовательной технологией является самостоятельное или организованное получение дополнительной учебной информации из сети Интернет. Практически любой из русскоязычных медицинских сайтов выполняет образовательную функцию. Сюда могут быть отнесены электронные версии медицинских журналов, материалы научных конференций, отдельные статьи, рефераты, копии докладов и т.д. Кроме того, имеются специализированные образовательные ресурсы - методические рекомендации, медицинские атласы, электронные учебники, виртуальные учебные курсы, появляются целые виртуальные учебные центры, каталоги электронных учебных  ресурсов. Примером систематизации медицинских ресурсов Интернета могут служить неоднократно издаваемые с 1998 г. книги С.Е.Синицина с соавторами «Интернет в медицине». 

Роль телемедицинских центров сводится к обучению (инструктажу) врачей работе с медицинскими ресурсами сети Интернет, поисковыми системами. Кроме того, сами центры могут и должны создавать  ресурсы как клинического, так и образовательного характера. Частным случаем подобных Интернет-ресурсов являются сайты самих телемедицинских щ:нтров, на которых, как правило, публикуются новости телемедицины, собственные научные публикации, правила и порядок проведения телеконсультаций, ссылки на телемедицинские ресурсы других сайтов, график проведения телеобразовательных мероприятий и т.д.
Использование технологий видеоконференцсвязи в учебных целях 
В методиках подготовки и проведения большинства телеобразовательных мероприятий в режиме «оп-liпе» преобладают  одинаковые подходы и элементы. Эксперты выделяют следующие виды услуг: 
- дистанционные учебные циклы, состоящие из: 
1) видеолекций - преимущественно одностороннее общение лектора с аудиторией; 
2) видеосеминаров - интерактивное общение преподавателя с аудиторией, проведение опросов, обсуждение темы занятия, сообщения преподавателя и обучаемых по теме занятия; 
- деловые игры - наиболее динамичная форма обучения, основанная на имитации реальных ситуаций с разделением обучающихся на группы с  выполнением определенных ролевых функций; 
- видеотрансляции клинических разборов больных, исследований и операций в учебных целях;
 - видеозачёты и видеоэкзамены. 

При подготовке видеолекций основная работа заключается в разработке видеоприложений в форме презентации PowerPoint или отдельных файлов, готовящихся в форматах, совместимых с используемыми средствами видеоконференцсвязи, что позволяет демонстрировать их на удаленном компьютере в аудитории слушателей. Видеолекция с технологической точки зрения включает в себя двухстороннюю передачу видеоизображения и звука, а также одностороннюю передачу данных в заранее известной последовательности. Кроме визуальной презентации в ходе лекции дополнительная информация может передаваться с документ-камеры, видеомагнитофона,  дополнительной видеокамеры, например установленной в операционной для трансляции в режиме реального времени операции.

Аппаратно-программный комплекс в центре, откуда читается лекция, включает:
 - рабочее место лектора (микрофон, видеокамера, контрольный монитор, система освещения, трибуна или кресло);
- рабочее место инженера (рабочая станция, с которой управляют настройками и работой программ, переключают источники видеоинформации, а также средства документирования лекции, видеомагнитофон для демонстрации архивных учебных материалов, мультимедийный проектор, документ-камера;
- дополнительное демонстрационное рабочее место (обычно - видеокамера или WEB-кaмepa, возможно - медицинское оборудование, информация с которого будет транслироваться в ходе лекции). 

В аудитории слушателей аппаратно-программный комплекс может состоять из рабочей станции, мультимедийного проектора и экрана или других средств отображения информации, аудиоколонок, микрофонов.  

Другие формы телеобразования с технической точки зрения характеризуются повышенными требованиями к интерактивному общению между преподавателем и обучаемыми. Это реализуется при помощи установки систем видеоконференцсвязи, дополнительных видеокамер, микрофонов в аудитории, возможностью переключения в ходе занятия и т.д. При проведении видеозачетов и вцдeoэкзаменов для объективности оценки уровня знаний и навыков слушателей рекомендуется установка дополнительной видеокамеры и объемных датчиков, реагирующих на появление дополнительных движущихся объектов в аудитории. 

Достаточно новой, но активно применяемой технологией является видеотрансляция клинических разборов больных, сложных диагностических исследований и операций в учебных цeлях. Применение cетевых видеокамер, способных передавать видеоизображение непосредственно в канал связи, позволяет организовать трансляцию хирургической операции с высоким качеством, а встроенные средства дуплексной аудиосвязи позволяют аудитории не только наблюдать за действиями специалиста и слушать его комментарии, но и задать ему вопpoc. Данная технология может использоваться в целях «теленаставничества», когда более опытный врач может дистанционно контролировать действия своего менее опытного коллеги в реальных условиях.
 
Литература:
 
Леванов В.М., Переведенцев О.В., Орлов О.И. Основы аппаратно-программного обеспечения телемедицинских услуг: учебное пособие. - М.: Фирма Слово, 2006. - 208 с.

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz