Суббота, 20.04.2024, 17:41
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Дальневосточный центр телемедицины ГБОУ ВПО ДВГМУ МЗ РФ
Домашняя телемедицина
 
 Под «домашней телемедициной» принято понимать дистанционное оказание медицинской помощи пациенту, находящемуся вне медицинского учреждения и проходящему курс лечения в домашних условиях. Данная технология представляет собой широкий спектр средств и методов, позволяющих пациентам общаться с врачами   с домашних терминалов, оснащенных медицинским оборудованием и средствами телекоммуникаций. К услугам данного класса можно отнести: 

 - решение пациентами вопросов организации медицинской помощи с помощью электронных средств телекоммуникаций (запись на прием, вызов врача на дом, решение вопроса о госпитализации, санаторном лечении и т.д.) 
 - внегоспитальную консультативную поддержку пациента, получающего лечение в режиме стационара на дому, а также получение советов от семейного врача (медсестры) по поводу коррекции лечения хронического заболевания, в том числе с использованием физиотерапевтических приборов,   адаптированных для использования пациентами;
- проведение внегоспитального мониторинга физиологических функций с использованием периферийного медицинского оборудования, позволяющего передавать информацию по электронным каналам связи; 
 - самостоятельное изучение пациентами и населением в целом медицинских ресурсов Интернета, направленных на первичную и вторичную профилактику хронических заболеваний, получение советов по 
здоровому образу жизни, информаций о лекарственных препаратах, немедикаментозных методах лечения и т.д.; 
 - получение советов по интересующим вопросам диагностики, лечения и профилактики как в отсроченном, так и в интерактивном режиме (так называемые «саll-центры»).

Нужно отметить, что, несмотря на небольшой опыт оказания подобных услуг, обусловленный недостаточным развитием до последнего времени доступных для населения широкополосных cpeдств связи, данный класс услуг имеет высокий практический потенциал.

Дистанционная запись на прием к врачу
Исторически наиболее ранней телемедицинской услугой для населения является использование домашнего телефона для вызова на дом участкового врача или бригады скорой помощи, предварительной записи на прием к специалистам в поликлиниках. С учетом развития внутриучрежденческих информационных сетей, баз данных пациентов, Интернета, на смену записи на прием к врачу по телефону приходит технология дистанционной регистратуры. Для этого применяются как средства электронной почты, так и специализированные Интернет-серверы. При этом используется специальная форма электронного документа, содержащего формализованные поля данных о пациенте, необходимых для записи на консультацию (паспортные данные, номер страхового полиса, диагноз, специальность врача-консультанта, данные предварительного обследования и т.д.). Организационная модель дистанционной записи пациентов может включать специализированный сервер и автоматизированные рабочие места в регистратуре и на рабочих местах врачей с выходом в Интернет. Пациенты могут записываться на прием с компьютеров, имеющих выход в Интернет, в регистратурах медицинских учреждений по месту жительства либо самостоятельно с домашнего компьютера.
 
Интересна реализация телеконсультирования пациентов, предложенная страховой компанией «КАНЭ Ассистанс», названная «Домашний доктор». «Домашний доктор» - это консультации врача в режиме реального времени, в том числе в неотложной ситуации через Интернет. Клиент должен иметь дома компьютер, подключенный к Интернет и оснащённый WEB-камерой. После этого при необходимости вызывается круглосуточно работающий диспетчерский центр, дежурный врач которого оказывает дистанционную помощь. С помощью этой услуги можно получить комментарии по имеющимся у клиента на руках результатам исследований (анализы, рентгенограммы и т.п.), обсудить возможность плановой госпитализации в городах России и за рубежом, в том числе - возможность организации предварительной телемедицинской консультации в выбранном лечебном учреждении, получить рекомендации по санаторно-курортному лечению. 

Профилактические ресурсы Интернета
Концепция единого Медицинского информационного пространства предусматривает наращивание медицинских ресурсов Интернета, ориентированных на широкие слои населения. Опыт развития информационных технологий показывает, что  широкая телекоммуникационная сеть, доступная открывают дополнительные  возможности для профилактической медицины. Уже сейчас за рубежом широко используются для обучения и информирования пациентов видеоинструкции по измерению артериального давления, определению сахара крови, поведению при беременности и т.п., доступные в виде видеофайлов, обучающих, в том числе интерактивных, программ, размещенных в Интернете. Создаются видеоклипы по диагностике и лечению диабета, нарушениям питания. Средства телемедицины используются как для повышения медицинской культуры общества, так и для таких программ, как обучение  населения навыкам оказания доврачебной медицинской помощи. 

 В отечественной медицине получили распространение интерактивные формы лечения больных (именуемые также поведенческой терапией.), сочетающие традиционную тактику лечения с обучением пациентов  навыкам правильного образа жизни, предотвращению осложнении хронического эаболевания. правилам гигиены, приемам доврачебной самопомощи, психологической коррекции. Наибольшее распространение получили психотерапевтические группы, Школы больных сахарным диабетом, бронхиальной астмой, гипертонической болезнью, хронической сердечной недостаточностью. Применение Интернет-технологий имеет перспективы и для консультативной поддержки реабилитационных программ, осуществляемых в домашних условиях, обучению родственников тяжелобольных приемам ухода (например, профилактике пролежней, занятиям с пациентами, перенесшими инсульт). К этому же разделу можно отнести Интернет-сайты, несущие информацию для пациентов о лекарственных препаратах, немедикаментозных методах лечения, доступных для самостоятельного применения больными. 

Транстелефонный мониторинг ЭКГ
Услуги по дистанционному анализу электрокардиограмм - наиболее давняя и успешно применяемая технология и система услуг в системе домашней, мобильной телемедицины. Первые опыты по передаче ЭКГ-сигнала по телефону были предприняты Эйнтховеном еще 100 лет назад - в 1905 году. В 70-х годах 20 века примерно в 100 городах бывшего СССР была создана система «центров кардиологической диагностики по телефону», многие из которых работают до сих пор.  В основе телекоммуникационного метода передачи сигнала ЭКГ могут быть использованы два метода. Более ранней является технология частотной модуляции, которая сводится к проведению на передающей и приемной сторонах двух взаимно обратных преобразований. При передаче в телефонную линию посылается сигнал, частота которого напрямую зависит от амплитуды исходного сигнала, в данном случае ЭКГ. При этом параметры преобразования выбираются такими, чтобы «перенести» частотный диапазон ЭКГ в область, хорошо передаваемую телефонными сетями. Во время приема производится обратное преобразование, что позволяет получить достаточно точный "слепок" исходной ЭКГ. Недостатком частотной модуляции является выполнение двух преобразований сигнала, во время каждого из которых не исключается вероятность ошибок. Кроме этого, в самих современных телефонных сетях используются различные частотные преобразования сигналов, которые могут оказывать воздействие на точность воспроизведения принятой ЭКГ. Эти факторы явились причиной поиска альтернативных методов передачи, из которых наибольшей популярностью пользуются средства передачи оцифрованных ЭКГ. Как известно, ЭКГ представляет собой непрерывный электрический сигнал, характеризующийся в каждый момент времени определенной разностью потенциалов. Если достаточно часто измерять амплитуду сигнала, то полученной последовательности результатов измерений будет достаточно для воспроизведения исходного сигнала с удовлетворительным качеством, несмотря на то, что вместо «гладкой» линии получится ломаная. Такой процесс носит название аналого-цифрового преобразования АЦП) или оцифровки ЭКГ. 

В компьютерной технике разработаны средства передачи оцифрованных ЭКГ. Однако эти методы, как правило, требуют для подключения к телефонной сети специальных устройств - модемов - и согласования формата данных между передающей и принимающей сторонами. Оборудование передающей стороны состоит из регистраторов и передатчика ЭКГ. Регистрирующая часть устройства производит обычную процедуру записи ЭКГ. Передатчик формирует необходимые сигналы и передает их на принимающую сторону по телефонным сетям общего пользования. Современное передающее оборудование часто оснащено дополнительными функциональными модулями, например, памятью для зарегистрированных ЭКГ, кардиоскопом.  На принимающей стороне набор оборудования состоит из приёмника сигналов и устройства визуализации ЭКГ (на экране или печати ЭКГ на бумаге). Современные системы позволяют, кроме этого, производить накопление принятых ЭКГ, осуществлять специальные методы обработки сигналов как для фильтрации, так и для автоматизации измерений продолжительности и амплитуд элементов ЭКГ, проводить полуавтоматический анализ принимаемых ЭКГ.

Заключение по принятой ЭКГ от консультанта врачу или пациенту обычно тоже передается по телефонным линиям, такое решение обеспечивает высокую оперативность, однако затрудняет документирование процесса консультации. Поэтому в современных системах предусматривается также возможность передачи заключения по электронной почте. Первоначально системы дистанционного анализа ЭКГ создавались для регистрации ЭКГ медицинским персоналом (медсестрой, фельдшером и т.п.) и были предназначены, прежде всего, для использования в службах скорой и неотложной медицинской помощи, амбулаториях и иных учреждениях, где, как правило, нет врачей, которые могли бы интерпретировать ЭКГ. Затем были разработаны индивидуальные регистраторы-передатчики ЭКГ, которые могут применяться для динамического наблюдения ЭКГ амбулаторных пациентов - телефонного мониторирования ЭКГ. Наличие памяти для зарегистрированной ЭКГ позволяет отсрочить передачу относительно момента регистрации. Наличие памяти и средств автоматического анализа ЭКГ в регистраторе позволяет производить автоматическую запись фрагментов ЭКГ с выявленными нарушениями. Самостоятельная регистрация ЭКГ расширяет возможности верификации патологических состояний и может проводиться в случаях, когда использование других методов либо полностью невозможно, либо ограничено. 

Дистанционный мониторинг биотелеметрических показателей 
Биотелеметрия исторически является одним из первых методов передачи медицинской информации на расстояние. Уже в 50-х-60-х годах ХХ века она использовалась в космической медицине при контроле за состоянием здоровья космонавтов, позволявших расширять знания о адаптации человека и других биологических объектов в условиях космического полета. Основными элементами системы являются диагностическое оборудование, система передачи данных (как правило, через радиоканалы), аппаратура приема сигнала и cpeдство отображения, обработки и хранения информации Тогда же появились биотелеметрические системы в кардиологии, спортивной медицине. Примерами являются телекардиографические комплексы с передачей сигнала ЭКГ по радиоканалам, диагностические системы, используемые при тренировках спортсменов, контроле за работой горняков, операторов и т.д.  

В современном понимании биотелеметрия также ассоциируется с созданием комплексов дистанционного мониторинга функций организма,  однако технологии обеспечения значительно изменились. Простейшим вариантом являются системы наблюдения за параметрами пульса, сатурации кислорода и ЭКГ у больных, находящихся в отделениях интенсивной терапии и реанимации с выводом данных на единый пульт. Дальнейшим развитием методов телеметрии является разработка мобильных телемедицинских комплексов, предназначенных для оснащения выездных бригад медицинской помощи (мобильные консультативные бригады, бригады скорой помощи, медицины катастроф, санитарной авиации), а также средств домашней телемедицины.
 
В настоящее время приобрела популярность концепция умного дома ("smart house"), которая среди прочих автоматизированных бытовых систем, призванных улучшить качество жизни человека, предполагает возможность проведения диагностики, лечения, поиска медицинской информации в Интернете и консультации в случае необходимости с врачом через различные каналы связи. В настоящее время в массовом производстве находятся цифровые тонометры, портативные анализаторы глюкозы и холестерина, ингаляторы и коагулометры, а также индикаторные индикаторные иммуноферментные полоски для домашнего пользования с целью экспресс-диагностики ряда онкологических заболеваний, инфекций, иммунологических нарушений, ранних сроков беременности и времени овуляции, определения наркотиков и алкоголя. Специальное телемедицинское оборудование осуществляет передачу медицинских данных пациента из его дома в отдаленный телемедицинский центр для обработки специалистами.

В США при средней стоимости одного посещения приблизительно 30 долларов, это составляет одну треть от стоимости обычного посещения медсестрой больного на дому. Примером может служить система мониторинга больных с сердечной недостаточностью, нуждающихся в регулярных обследованиях, стоимость лечения которых существенно уменьшается за счет использования телемедицины. Одновременно сокращаются сроки их госпитализации. 

Имеются комплексы, включающие датчики, измеряющие температуру тела, давление крови, парциальное давление кислорода, ЭКГ и функции дыxaния, соединенные с настольным монитором, который автоматически отправляет данные в контрольный центр. Собранные данные автоматически анализируются и в случае каких-либо отклонений штат центра мониторинга оповещает об этом пациента и вносит коррективы в лечение. Имеются варианты дистанционного мониторинга пациентов через телесалон. После очного обследования пациент арендует или приобретает комплекс персонального оборудования, включающего, в зависимости от медицинских показаний, до десяти диarностических методов: электро- и сейсмокрдиографию, вазо- и спирографию, термо- и импедансодерматографию, артериальную безманжетную тонографию для диагностики нарушений сердечно- сосудистой, дыхательной, центральной и вегетативной нервной сиcтeм. Связь с телесалоном осуществляется через специальную приставку к  обычному или радиотелефону. Через телесалон, где дежурит врач-функционалист, можно связаться с другими медицинскими специалистами, находящимися вне этого центра мониторинга. Тем самым абонент телесалона имеет возможность регулярного функционально-диагностического обследования, очных и заочных консультаций по телемосту, неотложной поддержки, в том числе с выездом медицинской бригады. 

Новым и многообещающим направлением развития дистанционного биомониторинга является интеграция датчиков в одежду, различные аксессуары и бытовую технику. Так, компания VivoMetrics разработала продукт LifeShirt - жилeт с набором биодатчиков, регистрирующих ЭКГ, артериальное давление и др. Компания Vitaphone GmbH создала мобильный телефон с возможностью регистрации ЭКГ и отправки ее средствами GPRS в медицинский центр. Телефон укомплектован GPS датчиком, что позволяет сообщать координаты пациента, напр. в случае угрозы жизни.  

Технология «умного жилища» позволяет интегрировать подсистему сбора параметров жизнедеятельности всех проживающих в единый комплекс управления домом. Существуют разработки унитазов, выполняющих экспресс-анализ мочи, кроватей, регистрирующих частоту и глубину дыхания, и других предметов быта, наделённых специальными функциями. 
«Саll-иентры» - перспективы домашней телемедицины
В настоящее время домашняя телемедицина находится в начале своего развития. В то же время технологически имеются предпосылки для создания специализированной службы, которая за рубежом получила название «саll-центры». Прототипом таких центров можно считать центры дистанционной кардиологической диагностики «ЭКГ по телефону», центры неотложной помощи «911». Подобные центры должны иметь в своем штате две категории сотрудников - диспетчеров и консультантов. Используя в своем арсенале все доступные средства связи - от обычных телефонов (включая сотовую и спутниковую связи) до электронной почты, видеосвязи и программ интерактивного общения типа ICQ и аналогичных, они должны: 
-. отвечать на вопросы пациентов информационного характера;              
- располагать базами данных медицинских ресурсов Интернета, адресованных населению; 
- проводить акции по повышению медицинской культуры населения; 
- осуществлять внегоспитальный мониторинг пациентов; 
-  проводить телеконсультации; 
- взаимодействовать со службами оказания экстренной помощи на дому. 
При этом физически такой центр может иметь распределенную структуру, при которой часть дежурств могут осуществляться  сотрудниками в различных учреждениях здравоохранения или на дому, у 
персональных терминалов. Создание подобных центров в России - дело будущего, однако целесообразность их очевидна и будет возрастать по мере повышения доступности электронных средств связи.
 
Литература:
 
Леванов В.М., Переведенцев О.В., Орлов О.И. Основы аппаратно-программного обеспечения телемедицинских услуг: учебное пособие. - М.: Фирма Слово, 2006. - 208 с.

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz