Пятница, 19.04.2024, 08:01
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Дальневосточный центр телемедицины ГБОУ ВПО ДВГМУ МЗ РФ
Стандартные виды телемедицинских

комплексов
 


Компьютерная и телекоммуникационная техника, телемедицинские и прочие лечебно-диагностические приборы могут быть объеденены в разноообразные виды телемедицинских комплексов, предназначенных для решения различных клинических, организационных и профилактических задач.
Телемедицинская рабочая станция – комплекс аппаратуры и программного обеспечения, представляющий собой многопрофильное и многозадачное рабочее место специалиста с возможностями ввода, обработки, преобразования, вывода, классификации и архивирования общепринятых видов клинической медицинской информации и проведения телемедицинских процедур.
Телемедицинский кабинет – телемедицинская рабочая станция с расширенным комплектом цифровых диагностических устройств и набором технических средств для проведения широкоформатных видеоконференций.
Электронная амбулатория – телемедицинский кабинет, обязательно оснащенный видеостудией и максимально широким перечнем телемедицинского лечебно-диагностического оборудования. Обслуживается медицинскими сестрами, фельдшерами, парадмедиками; предназначен для оказания медицинской помощи в сельской местности, в малочисленных, изолированных, труднодоступных населенных пунктах, закрытых коллективах.
Телемедицинский пункт – упрощенный комплект оборудования для телескрининга (сбор, оцифровка и отправка первичной диагностической информации в курирующее лечебно-профилактическое учреждение для выявления групп риска и последующего активного лечения).
Мобильный телемедицинский комплекс – передвижная телемедицинская рабочая станция для проведения телемедицинских процедур вне медицинских учреждений.
Телехоспис – телемедицинское оборудование для клинической, информационной и психологической поддержки пациентов и сотрудников центров паллиативной помощи. Включает в себя комплексы домашней телемедицины для аналогичной поддержки амбулаторных пациентов.
Центр домашней (индивидуальной) телемедицины – совокупность средств для дистанционного медицинского обслуживания амбулаторных пациентов (телемониторинг, управление, информационная поддержка, телеконсультации и т.д.). Состоит из call-центра (центра мониторинга) и произвольного количества домашних мониторов.
Телемедицинская рабочая станция, кабинет, электронная амбулатория. Телемедицинская рабочая станция состоит из двух основных частей:
1). Общей (компьютерно-телекоммуникационной).
2). Специализированной.
К общей (компьютерно-телекоммуникационной) части относятся:
1. Персональный компьютер/ноутбук/КПК (обязательным является наличие аудио вход-выхода, интерфейсов USB, Bluetooth, IrD, динамиков, микрофона, сетевой платы или средств для беспроводного подключения);
2. Цифровая фотокамера (обязательным является наличие цифрового и оптического увеличения (zoom), возможность записи видеоклипов);
3. Веб-камера (минимальное разрешение 640х480 пикселей);
4. Планшетный сканер;
5. Принтер;
6. Модем/терминал связи для подключения к:
- каналу Интернет (выделенному, коммутируемому, беспроводному, ADSL, xDSL, 3G и т.д.);
- корпоративной, локальной, территориальной компьютерной сети;
- каналу обмена IP-трафиком;
- ISDN.
7. Программное обеспечение (лицензионное или свободно распространяемое/с открытым кодом):
- операционная система персонального компьютера (с драйверами периферических устройств);
- текстовый редактор;
- графический редактор (для работы с растровыми изображениями);
- программа для просмотра DICOM-файлов;
- видео-кодек;
- Интернет-броузер;
- Интернет-мессенджер;
- программа VOIP;
- программа для работы с электронной почтой;
- антивирусная и анти-спам защита.

К спецализированной части относятся:
1. Телемедицинская лечебно-диагностическая аппаратура.
2. Видеостудия.
3. Программное обеспечение (лицензионное или свободно распространяемое/с открытым кодом):
- специализированное программное обеспечение для телемедицинских процедур;
- автоматизированные рабочие места;
- PACS-системы;
- госпитальные, радиологические, лабораторные информационные системы;
- электронная история болезни;
- системы на основе знаний.

Подбор телемедицинской лечебно-диагностической аппаратуры осуществляется в соответствии к задачам, которые решает данное лечебно-профилактическое учреждение или подразделение. Например, хирургические отделения – камеры для общего осмотра, кожно-венерологические – дермаскопы, терапевтические – цифровые электрокардиографы и т.д. Телемедицинский кабинет оснащается максимально широким перечнем подобного оборудования и видеостудией. Видеостудия представляет собой программно-аппаратный комплекс для проведения широкофоматных видеоконференция (с использованием Н.32х семейства протоколов). Электронная амбулатория с технической точки зрения является разновидностью телемедицинского кабинета, дополнительно оснащенной роботизированными дистанционно управляемыми лечебно-диагностическими устройствами. В ряде случаев оборудование электронной амбулатории может быть сформировано из устройств для домашней (индивидуальной) телемедицины. Такой подход применяется в тех случаях, когда в данном коллективе/месте проживания полностью отсутствуют медицинские работники.
Телемедицинский пункт. Комплектация телемедицинского пункта (ТМП) включает в себя две модификации.
Модификация 1:
- коммуникатор/карманный персональный компьютерй с GSM-модулем/мобильный телефон (смартфон, камерафон и проч.) со встроенной цифровой камерой (не менее 1,3 мегапикселей), поддержкой мобильного Интернета (WAP,GPRS,EDGE, CDMA,3G), возможностью обмена мультимедийными сообщениями (MMS) и электронной почтой.
Модификация 2:
- ноутбук (USB);
- цифровая фотокамера (не менее 5 мегапикселей, цифровой и оптический zoom);
- модем/терминал связи.
Применение данного ТМП:
- оцифровка визуальной медицинской информации во время скрининговых, диспансерных и профилактических осмотров;
- отправка цифровой визуализации в курирующее лечебно-профилактическое учреждение;
- выявление группы риска.
В качестве коммуникаций для данного стандартного комплекса могут использоваться:
- линия сотовой телефонной связи;
- сервисы сотовой телефонной связи (MMS);
- широкополосный канал Интернет (прежде всего – мобильный; коммутируемый, выделенный и т.д.).

Мобильный телемедицинский комплекс. Возможен в трех основных модификациях.
Модификация 1:
- автомобиль/транспортное средство;
- портативный компьютер или несколько компьютеров, объединенных в сеть;
- стандартная периферийная техника;
- комплект цифровой диагностической аппаратуры;
- система видеоконференц-связи по протоколу H.32х (необходим широкополосный доступ в Интернет и/или ISDN);
- терминал связи.
Модификация 2:
- ноутбук/карманный персональный компьютер;
- специализированное цифровое диагностическое устройство (ультразвуковой сканер, цифровая фотокамера, электрокардиограф);
- терминал связи.
Модификация 3:
- коммуникатор/смартфон/карманный персональный компьютер (с GSM-модулем или мобильным телефоном).
Применение всех модификаций:
- оцифровка медицинской информации, ведение электронных медицинских записей, формирование телемедицинской истории болезни;
- проведение синхронного телемедицинского консультирования, в том числе ургентного;
- управление медицинской помощью в очагах;
- сбор и отправка данных в центры мониторинга;
- амбулаторное обследование пациентов, диспансеризация, профилактические осмотры.
Модификация 1 преимущественно используется в медицине катастроф, военной, транспортной, аэрокосмической медицине; для медицинского обслуживания (профилактического) отдаленных и труднодоступных районов.
Модификация 2 преимущественно используется в домашней телемедицине, амбулаторно-поликлиническом обслуживании.
Модификация 3 преимущественно используется в медицине неотложных состояний (для ургентного синхронного телеконсультирования, чаще всего по визуализации), а также в домашней телемедицине и поликлиническом обслуживании.
В качестве коммуникаций для данной ТМРС могут использоваться:
- спутниковый канал связи;
- канал Интернет (мобильный).

Центр домашней (индивидуальной) телемедицины, телехоспис. Для реализации домашней телемедицины используются комплексы «домашний монитор-центр мониторинга (call-центр)» и «средства патронажа-центр мониторинга (call-центр)».
Первый комплекс включает в себя:
1). Домашний монитор:
- цифровые диагностические устройства для использования пациентами в амбулаторных условиях (тонометр, глюкометр, электрокардиограф, весы и т.д.);
- монитор (прибор для сбора и интеграции полученных данных, отправки их в call-центр, коммуникации с медицинским персоналом). Примечание – практика использования персональных компьютеров в качестве домашних мониторов является устаревшей. Допускается использование карманных персональных компьютеров, коммуникаторов и смартфонов.
2). Центр мониторинга (call-центр):
- персональный компьютер;
- специализированное программное обеспечение (база данных пациентов, результатов обследований, назначений; средства коммуникации);
- модем.
В качестве коммуникаций могут использоваться:
- стационарная и мобильная телефонная связь;
- произвольный канал Интернет.
Второй комплекс включает в себя:
1). Средства патронажа (используются патронажными медсестрами для отправки медицинской информации из дома пациента в call-центр):
- ноутбук/карманный персональный компьютер (GSM-модуль);
- цифровые фото/видеокамеры;
- цифровые диагностические устройства;
2). Центр мониторинга (call-центр):
- персональный компьютер;
- специализированное программное обеспечение (база данных пациентов, результатов обследований, назначений; средства коммуникации);
- модем.
В качестве коммуникаций могут использоваться:
- стационарная и мобильная телефонная связь;
- произвольный канал Интернет.

Видеостудия.
Видеостудия на основе VOIP-протокола.
Комплекс включает в себя: точку лектора и точку слушателя.
Оборудование точки лектора:
- персональный компьютер (поддержка bluetooth, звуковая плата, аудиомикрофон, динамики);
- модем,
- мобильный телефон (поддержка bluetooth).
Оборудование точки слушателя:
- персональный компьютер (поддержка bluetooth, звуковая плата, аудиомикрофон, динамики);
- широкоформатные средства воспроизведения аудио- и видеоинформации.
- мобильный телефон (поддержка bluetooth).
Применение комплекса:
- дистанционное проведение лекций, презентаций, докладов на научно-практических конференциях;
- основной сценарий работы состоит из: предварительного согласования организационных вопросов; создания лектором мультимедийной презентации и отправки ее слушателю по электронной почте; установление связи между точками лектора и слушателя с помощью IP-телефонии (Skype); дистанционное чтение лекции/доклада и демонстрация презентации аудитории.
Для функционирования комплекса для дистанционного чтения лекций и докладов необходимо следующее программное обеспечение (лицензионное или свободно распространяемое/с открытым кодом):
- операционная система персонального компьютера (с драйверами периферических устройств);
- программа для IP-телефонии;
- программа для работы с электронной почтой;
- программа для создания и просмотра мультимедийных презентаций;
- антивирусная и анти-спам защита.
В качестве коммуникаций комплекс может использовать:
- каналы Интернет (выделенный, коммутируемый, мобильный, ADSL, xDSL и т.д.).
Видеостудия на основе H.32x-протокола.
Данный комплекс включает в себя:
- систему видеоконференц-связи;
- мультиплексор;
- видеосвитчер;
- документ-камеру;
- дополнительную видеокамеру;
- видеомикшер;
- устройство VGA-PAL;
- персональный компьютер;
- принтер;
- сканер;
- микроскоп;
- цифровую фото-, видеокамеру;
- видеомагнитофон (2 шт.);
- аудиомикшер;
- микрофон;
- радиомикрофон;
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран;
- панель/телевизор (диагональ от 29”) – 2 шт.;
- специальное помещение, зал (см .далее).
Опционально: видеосервер.
Зал:
- для дистанционного обучения и телеконсультаций – на 20-25 человек, отображение на панели (диагональ от 29”),
- для дистанционной научно-методическая деятельности – на 50-100 человек, отображение с помощью мультимедийного проектора на широкоформатном проекционном экране,
- должны быть обеспечены хорошая акустика, звукоизоляция, освещение и окраска стен.
Использование:
- дистанционное обучение (тематические телелекции, циклы последипломного обучения, трансляции операций и диагностических процедур, теленаставничество, тематические школы);
- телеконсультирование (клинические разборы, телеконсилиумы);
- дистанционная научно-методическая деятельность (научно-практические телеконфереции, селекторные совещания, дни специалиста).
Для функционирования данного комплекса необходимо следующее программное обеспечение (лицензионное или свободно распространяемое/с открытым кодом):
- видео-кодек (программное обеспечение для связи по протоколу H.323);
- операционная система персонального компьютера (с драйверами периферических устройств);
- текстовый редактор;
- графический редактор (для работы с растровыми изображениями);
- программа для просмотра DICOM-файлов;
- Интернет-броузер;
- Интернет-мессенджер;
- программа IP-телефонии;
- программа для создания и просмотра мультимедийных презентаций;
- мультмедийный плеер;
- программа для работы с электронной почтой;
- антивирусная и анти-спам защита.
Коммуникации данного комплекса представлены обязательным набором:
- отдельная телефонная связь (стационарная и мобильная);
- широкополосный Интернет (выделенный канал, ADSL, xDSL, 3G и т.д.)/IP/электронная почта, или - ISDN [1].
 
Эксплуатация компьютерного и телекоммуникационного оборудования



Оснащение современного телемедицинского центра включает в себя комплекс программно-аппаратных средств, требующих грамотной эксплуатации. Такие системы, как терминалы видеоконференцсвязи,компьютерное и телекоммуникационное оборудование, являются сложными и дорогостоящими комплексами, выход из строя которых может повлечь не только расходы на ремонт, но и угрозу здоровью пациентов, которым требуется срочная телемедицинская консультация.

Для того, чтобы телемедицинский центр функционировал эффективно длительное время, инженерно-технический персонал и пользователи должны соблюдать ряд правил, которые позволят продлить срок службы оборудования центра.

Оборудование должно быть подключено к сети электропитания через сетевые фильтры, а особенно дорогостоящее оборудование - через источники бесперебойного питания (ИБП) . Это относится к системам видеоконференцсвязи, серверному оборудованию и мультимедийным проекторам. Подключение серверов к ИБП позволит обеспечить сохранность информации и корректное завершение программного обеспечения, в случае аварийного отключения питания ИБП позволит продлить срок службы лампы мультимедийного проектора.

При работе со сканерами и цифровыми фото- и видеокамерами необходимо следить за тем, чтобы оптические элементы объективов и рабочая поверхность сканера оставались чистыми. Нельзя прикасаться к ним руками или какими-либо объектами, способными их-загрязнить.

Следует следить за тем, чтобы вентиляционные отверстия на оборудовании телемедицинского центра были открыты, что должно обеспечить эффективное охлаждение оборудования. Особенно это относится к охлаждению компьютерных и reлевизионных мониторов, проекторов, системных блоков компьютеров- и другого оборудования, требующего охлаждения.

ПЗС матрицы фото- и видеoкамер чувствительны к свету, поэтому необходимо следить, чтобы на них не попадали прямые солнечные лучи и лучи-от других ярких источников света.

Для коммутации оборудования используется большое количество кабелей с разъемами различного типа. Необходимо следить за целостностью кабелей и разъемов. Не допускается эксплуатация оборудования в случае повреждения кабелей и разъемов.

Необходимо следить за тем, чтобы программно-аппаратные средства телемедицинского центра использовались только по их прямому назначению. Не допускается установка нештатного программного обеспечения, в том числе игр, на персональные компьютеры.

Нарушение целостности пломб и маркировок, изменение и удаление се5рийных номеров отдельных элементов оборудования, несанкционированное изменение и удаление учетных_номерoв отдельных элементов комплекса программно-аппаратных средств может привести к прекращению действия гарантийных обязательств по ремонту данных средств.

Изменение внутреннего устройства комплекса видеоконференцсвязи или его отдельных элементов, попытки самостоятельного ремонта, демонтажа и/или монтажа отдельных компонентов неподготовленным персоналом могут привести к выходу и строя дорогостоящего оборудования.

Нельзя подключать и у отключать компоненты оборудования на работающей аппаратуре, так как при этом возможен выход из строя отдельных компонентов или всего комплекса в целом.

Особенно важно следить за тем, чтобы не допускать эксплуатации оборудования с механическими повреждениями корпусов или кабелей. Не допускается попадание внутрь элементов комплекса посторонних предметов, веществ, жидкостей, насекомых. Несоблюдение этих требований может привести к выходу из строя оборудования и даже к пожару [2].
 
Литература:
 
1. Владзимирский А.В. Телемедицина. Монография. Донецк, ООО Цифровая типография, 2011. - 437 с.
2. Леванов В.М., Переведенцев О.В., Орлов О.И. Основы аппаратно-программного обеспечения телемедицинских услуг: учебное пособие. - М.: Фирма Слово, 2006. - 208 с.
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz